Размышления о корректировке ОДН по классу энергоэффективности МКД
Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.
Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.
Крепкий эспрессо за 110 руб.
Восхитительное Латте за 175 руб.
Предложение для обсуждения методики корректировки норматива потребления коммунального ресурса потребляемого при содержании общего имущества с учетом энергетической эффективности многоквартирного дома. Поговорим?
===============================================================
От автора:
Предложенный далее материал является авторским размышлением и предложением к обсуждению методики изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (нормативы на ОДН) с учетом применения классов энергетической эффективности МКД. В том виде как он публикуется материал направлен как предложение от общественной организации в Минстрой России, ФСТ России и Департамент по тарифам Приморского края. Если в ходе обсуждения будут корректировки, то скорректированный текст будет дополнительно отправлен.
Началом для размышления явился вопрос — «Каким образом можно объединить МКД для новых нормативов ОДН? Как учесть то, что многие дома уже провели работы по энергосбережению и фактически уменьшили ОДН?». В результате появилось нижеследующее размышление, которое приводится в читабельном (без «официальной воды») виде.
===============================================================
Изменение жилищного законодательства в Российской Федерации, в части переноса обязанности оплачивать коммунальные ресурсы потребленные на общедомовые нужды в состав платы за содержание жилого помещения, привело к росту платы за содержание жилого помещения для собственников всех многоквартирных домов, без учета проведенных ранее мероприятий по повышению энергетической эффективности многоквартирных домов и снижения потребления коммунальных ресурсов.
Возложение обязанности на орган государственной власти субъекта Российской Федерации принять нормативы потребления коммунальных ресурсов в многоквартирном доме с учетом принятия собственниками мер направленных на повышение энергетической эффективности многоквартирных домов, создает обоснованные трудности по классификации проведенных мероприятий и группированию многоквартирных домов.
При принятии каких-либо нормативных актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности следует их разрабатывать с учетом существующих и действующих нормативных актов. В связи с вышесказанным предлагается рассмотреть методику установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений Приказа № 399/пр от 06 июня 2016 года Минстроя России (далее по тексту — Приказ).
Данный Приказ устанавливает классы энергетической эффективности многоквартирных домов при эксплуатации многоквартирных домов, которые определяются исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды, и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме.
Классы энергетической эффективности поставлены в прямую зависимость от величины отклонения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов, чем меньше потребляется ресурсов, тем выше класс. Исходя из этого можно сделать прямой и обоснованный вывод, что чем выше определенный класс энергетической эффективности многоквартирного дома, тем меньший объем коммунального ресурса потребляется при содержании общего имущества.
Таким образом. достаточно применить к существующим нормативам потребления коммунальных ресурсов установленные Приказом классы энергетической эффективности и данные нормативы будут учитывать реальное потребление коммунального ресурса при содержании общего имущества многоквартирного дома и проведенные меры по повышению энергетической эффективности.
Приведем пример применения классов энергетической эффективности для установленного норматива электрической энергии потребляемого при содержании общего имущества. Согласно Постановления Департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. № 39/4 определены нормативы потребления электрической энергии в зависимости от категории многоквартирного дома. Рассмотрим норматив установленный для многоквартирных домов не оборудованных лифтами и электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в размере 3,24 кВт/ч/мес. 1 м2. (далее по тексту — норматив 3,24)
Исходя из следующей связки:
- согласно пункта 24 Приказа установлено, что класс энергетической эффективности многоквартирного дома не присваивается в случае отсутствия общедомовых приборов учета;
- согласно пункта 22 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 предусмотрено, что при подтверждении отсутствия технической возможности установки общедомового прибора учета повышающие коэффициенты не применяются;
можно сделать вывод, что предусмотренный норматив 3,24 является максимально возможным нормативом установленным для соответствующего многоквартирного дома с не присвоенным классом энергетической эффективности или классом энергетической эффективности G (т.к. нет установленного большего норматива, а применение коэффициента 1,5 будет автоматически применено при возможности установки общедомого прибора учета).
Исходя из описания классов энергетической эффективности данных в таблице 2 Приказа установлено, что класс G присваивается многоквартирным домам с величиной отклонения значения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов более +50% от базового уровня, а класс A++ присваивается домам имеющим величину отклонения -60% и менее.
Применив данную классификацию к нормативу 3,24 можно видеть, что если норматив 3,24 это норматив при отклонении +50%, то норматив при классе D (нормальный) будет равен 2,16, а норматив А++ (высочайший) будет равен 0,86, т.к. норматив 3,24 при классе G повышен на 50% от норматива D, а норматив при классеА++ на 60% меньше чем норматив при классе D.
Применив указанный метод расчета можно получить следующие значения:
Класс |
G |
F |
E |
D |
C |
B |
A |
A+ |
A++ |
Отклонение согласно класса в % |
+50 |
+37,5 |
+12,5 |
0 |
—22,5 |
—35 |
—45 |
—55 |
—60 |
Изменение в % при применении отклонения |
0 |
8,33 |
25 |
33,33 |
48,33 |
56,67 |
63,33 |
70 |
73,33 |
Значение |
3,24 |
2,97 |
2,43 |
2,16 |
1,67 |
1,40 |
1,19 |
0,97 |
0,86 |
Отклонение в % является средним из указанных отклонений в соответствующем классе энергетической эффективности, например:
- класс F имеет диапазон отклонений от +50 включительно до +25, значит среднее значение отклонения равно (50+25)/2=+37,5
- класс C имеет диапазон отклонений от —15 включительно до —30, значит среднее значение отклонения равно (15+30)/2=-22,5
- класс A+ имеет диапазон отклонений от —50 включительно до —60, значит среднее значение отклонения равно (50+60)/2=-55
Как видно из приведенного расчета он полностью учитывает изменение размера потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в зависимости от установленного классы энергетической эффективности многоквартирного дома.
Применяя данную методику к уже установленным нормативам потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме можно получить следующие значения:
- для норматива электрической энергии категория 1, 2 и 3 определяются согласно Постановления Департамента по тарифам Приморского края от 01.08.2012 г. № 39/4
Класс |
G |
F |
E |
D |
C |
B |
A |
A+ |
A++ |
Откл-ние% |
0 |
8,33 |
25 |
33,33 |
48,33 |
56,67 |
63,33 |
70 |
73,33 |
Категория 1 |
3,24 |
2,97 |
2,43 |
2,16 |
1,67 |
1,40 |
1,19 |
0,97 |
0,86 |
Категория 2 |
3,83 |
3,51 |
2,87 |
2,55 |
1,98 |
1,66 |
1,40 |
1,15 |
1,02 |
Категория 3 |
3,91 |
3,58 |
2,93 |
2,61 |
2,02 |
1,69 |
1,43 |
1,17 |
1,04 |
- а норматив холодного водоснабжения, определенный согласно Постановления департамента по тарифам Приморского края от 12.08.2015 г. № 33/4 изменяется подобным образом
Класс |
G |
F |
E |
D |
C |
B |
A |
A+ |
A++ |
Откл-ние% |
0 |
8,33 |
25 |
33,33 |
48,33 |
56,67 |
63,33 |
70 |
73,33 |
Категория 1 |
0,022 |
0,0202 |
0,0165 |
0,0147 |
0,0114 |
0,0095 |
0,0081 |
0,0066 |
0,0059 |
Применение подобной методики приведет к тому, что собственники будут стремиться к более высокому классу энергетической эффективности, т.к. именно данный механизм будет способствовать учету расходов произведенных на повышение энергетической эффективности и уменьшению затрат на оплату содержания общего имущества в многоквартирном доме. Использование при подобном расчете критериев предусмотренных Приказом № 399/пр от 06 июня 2016 года Минстроя России позволит использовать единые критерии для всей Российской Федерации.