Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 2.

X
Вам понравился материал? Вы можете угостить автора чашечкой ароматного кофе и оставить ему доброе пожелание 🙂

Ваше угощение будет обязательно доставлено до автора. Чашка кофе - это не много, но она согревает и придает силы творить дальше. Вы можете выбрать, чем угостить автора.

Чашка кофе из ПитСтопа за 60 руб.

Крепкий эспрессо за 110 руб.

Восхитительное Латте за 175 руб.

Разработан командой socpravo.ru
X Хотите оставить пожелание для автора?

В июле 2015 года ГД РФ приняла большое изменение в Жилищный кодекс РФ. Поговорим об уже  вступивших в силу изменениях в ЖК РФ и тех, что еще не заработали, в  нашем анализе «Анализ изменений ЖК РФ». Т.к. материала получается много, то разбиваем его на части.

Часть 2. ТКО, повышенные нормативы и капитальный ремонт

Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 1. 

Анализ изменений ЖК РФ. Часть 2 «ТКО, повышенные нормативы и капитальный ремонт»

ТБО и ТКО, в чем разница?

Для того, чтобы перейти к рассмотрению следующих изменений жилищного законодательства необходимо уточнить понятия ТБО и КБО, т.к. именно про них мы будем рассказывать в дальнейшем.

Как наверное все привыкли знать, ТБО переводится как «Твердые бытовые отходы», а термин ТБО применяется в понимание – вывоз мусора. Именно такой термин существует в Постановлении Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов». Точнее он изложен так: «твердые и жидкие бытовые отходы» — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Именно руководствуясь этим документом управляющие компании включают услугу по вывозу ТБО от многоквартирных домов (МКД) в состав платы за содержание и текущий ремонт. Заметим, что показателем качества нормативно-правового акта (НПА) (к НПА относятся законы, постановления, указы и т.п., подробнее можно прочитать в энциклопедии) является количество изменений внесенных в этот НПА. т.е. чем изменений меньше, тем документ качественный. Постановление Правительства РФ № 155 на редкость оказался очень качественным документом, т.к. за период с 1997 по 2016 г.г. в него было внесено всего три изменения, причем два из них – технических.

Отступление от автора. Примером идеального НПА является Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 «Положение о переводном и простом векселе» – этот документ применяется до сих пор и за 79 лет в него не внесено ни одного изменения.

Казалось бы, что вопрос о вывозе мусора законодательно урегулирован, но законодатель решил ввести понятие ТКО. Итак, согласно Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходыотходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Как Вы видите, ТБО и ТКО – очень схожие понятия и мы предполагаем, что в скором будущем произойдут какие-то изменения: либо в Постановлении правительства РФ № 155, либо в Федеральном законе № 89-ФЗ, либо примут Проект Постановления правительства. о котором мы будем говорить дальше. А может быть появится чей-то комментарий позволяющий более корректно разграничивать эти понятия.

В настоящее время следует знать, что потребители в многоквартирных домах скоро будут оплачивать услугу по вывозу ТКО, и именно о ней мы будем говорить дальше.

ТКО как коммунальная услуга

Изменения Жилищного кодекса РФ разрешают давно существующую проблему расчета вывоза мусора – ТБО ил ТКО, по площади или по мусорящим гражданам. Проблема заключалась в формулировке пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, до принятия Закона об изменениях коммунальными услугами являлись:

  • горячее водоснабжение;
  • холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах);
  • отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Все коммунальные услуги имели норматив который, за исключением отопления (т.к. при отоплении отапливается не только одна квартира, но и соседние), рассчитывался по количеству проживающих граждан. Это было вполне справедливо, сколько человек потребляет холодную воду, столько и должны ее оплачивать. Казалось, подобное правило должно было применяться и для мусора, ведь один человек произведет мусора меньше чем два, и площадь квартиры никак не будет влиять на объем производимого мусора. Но из-за отсутствия вывоза мусора в перечне коммунальных услуг, рассчитывать норматив по количеству граждан было нельзя. Сейчас ситуация меняется.

Новая редакция части 4 статьи 154 ЖК РФ относит к коммунальным услугам следующий перечень:

  • плату за холодную воду;
  • плату за горячую воду;
  • плату за электрическую энергию;
  • плату за тепловую энергию;
  • плату за газ, бытовой газ в баллонах;
  • плату за твердое топливо при наличии печного отопления;
  • плату за отведение сточных вод;
  • плату за обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.

Как мы видим, плата за мусор теперь относится к коммунальным услугам. Отнесение вывоза ТКО к коммунальной услуге имеет свои положительные и отрицательные последствия:

  • + плата за содержание жилого помещения уменьшится, т.к. ранее вывоз мусора включался в нее;
  • — появится новая квитанция.

Квитанции за ТКО

Читая текст Закона об изменениях, мы видим следующее: «Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года

Из данного текста можно сделать следующие выводы:

  • оказывать услугу по вывозу ТКО будет региональный оператор;
  • тариф на вывоз ТКО будет единым для субъекта РФ (край, область);
  • тарифы должны быть приняты не позднее 01 января 2017 года.

На момент написания данного материала нам не удалось найти на территории Приморского края данных о выборе регионального оператора и об установленном тарифе.

Делаем вывод – в течение 2016 года у нас должна появиться новая квитанция, с новым тарифом и уменьшится (совсем немного) размер платы за содержание жилого помещения.

Договор о вывозе ТКО

На сегодняшний день вопрос с определением региональных операторов еще не закончен, так же как еще не создана необходимая правовая база. Вопросы заключения договора на вывоз ТКО будут регулироваться Постановлением правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами», которое еще не принято. Не совсем корректно оперировать нормативным актом, если он еще не принят, но будущие общие черты взаимоотношений сторон он позволяет определить.

Почитаем Проект Постановления правительства РФ «Об утверждении правил обращения с твердыми коммунальными отходами и формы типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» разработанный Минстроем России.

Рассмотрим основные положения, которые будут в будущем постановлении.

Региональные операторы будут заключать договор:

  • по МКД с тем, кто управляет домом — управляющей компанией (ТСЖ, ЖСК и т.п.) или непосредственно с собственниками;
  • по частному дому – с собственником жилого дома;
  • по иным производственным и нежилым зданиям  — с лицами, владеющими такими зданиями, сооружениями на законных основаниях, в том числе с арендаторами зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков (все будет зависеть от заключенного договора между арендатором и собственником).

Договор на вывоз ТКО будет типовым, публичным и заключаться по фиксированной цене – это значит, что региональный оператор не сможет отказаться от заключения договора или изменить его текст утвержденный Правительством РФ.

Обязанность по обеспечению места для сбора отходов возлагается на собственников и управляющие компании, а региональный оператор будет отвечать за вывоз ТКО и их утилизацию.

Объем ТКО и его учет будет регулироваться отдельным Постановлением Правительства. Рабочее название этого будущего документа — правила коммерческого учета объема или массы твердых коммунальных отходов.

Если за вывоз ТКО не платить, то региональный оператор не сможет отказаться от его вывоза. Это будет парадоксом, но в проекте постановления установлено ограничительное правило для регионального оператора – он может отказаться от исполнения договора если есть просрочка, но не может отказаться если это приведет к нарушению санитарных правил. А как все понимают, если мусор не вывозить, то санитарные правила будут нарушаться.  По всей видимости, эту коллизию исправят в окончательной редакции, т.к. если нет, то очень многие просто перестанут платить.

Право собственности на отходы переходит к оператору после того как их поместят в контейнер. Очень проблемный вопрос до недавнего времени, момент перехода права собственности, т.к. именно с этого момента собственник отвечает за отходы и все экологические платежи. Законодатель решил урегулировать эту проблему, но на наш взгляд интересным способом. По действующему законодательству экологические платежи оплачивает собственник отходов, думается, что введение этого правила увеличит стоимость услуг по вывозу ТКО на размер экологических платежей в бюджет.

Это основные положения, на которые мы решили обратить внимание в проекте постановления, а интересующиеся могут почитать сам проект отдельно. Весь проект мы рассматривать не будем, т.к. он еще не принят и его объем в формате pdf занимает 39 страниц. Там же можно взять к применению «Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами» и спокойно, без спешки, ознакомиться с ним до его принятия.

После принятия НПА в окончательной форме мы постараемся вернуться к данному документу, если у читателей будут какие-то вопросы.

Уменьшение ответственности управляющих компаний

Несмотря на то, что изменение жилищного законодательства идет по пути усиления ответственности управляющих компаний перед потребителями, в Законе об изменениях неожиданно появилась норма, которая позволяет управляющим компаниям частично уйти от ответственности за некачественные услуги.

Реформирование жилищного хозяйства во многих муниципальных образованиях происходит с большими трудностями. В первую очередь это связано с отсутствием надлежащего финансирования со стороны региональных и федеральных властей реконструкции и модернизации коммунальных систем. Характерным примером подобной ситуации может служить отсутствие станции обезжелезивания в Воздвиженка Уссурийского городского округа. На протяжении многих лет жители военного городка получают ржавую воду и ситуация не стремится к улучшению. До принятия закона об изменениях в подобных ситуациях управляющие компании раз за разом получали штрафы за неоказание услуг надлежащего качества, но не могли ничего исправить, т.к. для решения подобных вопросов необходимо федеральное или региональное многомилионное финансирование.

Сейчас ситуация меняется. Нет, к сожалению не в пользу потребителя, а наоборот. Согласно новой редакции статьи 157 Жилищного кодекса РФ, если управляющая компания может доказать, что нет технической возможности предоставлять услугу надлежащего качества, и жилищный надзор это подтвердит – она не несет ответственность за качество предоставляемой услуги. Простыми словами – как текла ржавая вода, так она и будет течь, только за это теперь не кого наказать.

Увеличение ответственности потребителя (повышенные нормативы)

Стоит дополнительно остановится на увеличении ответственности потребителя за несоблюдение требований законодательства об обеспечении жилых помещений индивидуальными приборами учета.

Новые редакции статьи 157 Жилищного кодекса РФ и других, разрешают для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применять повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги. Простым текстом — если можно поставить прибор учета. но его не ставят, то будут повышенные нормативы.

Нормативы для коммунальных услуг мы уже приводили в материале «Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 1.» и повторно не будем указывать ссылки на нормативные акты.

В качестве примера рассмотрим, Постановление Департамента по тарифам Приморского края № 33/4 от 12.08.2015 г. Итак, как мы видим, норматив на общедомовые нужды по холодной воде  для многоквартирного дома с централизованным холодным и горячим водоснабжением до 5-ти этажей – составляет 0,022 м3/м2. Этот норматив применяется если будет подтверждено, что на многоквартирный дом нельзя установить общедомовой прибор учета по холодной воде. А если можно?

Если собственники не захотели ставить на дом общедомовой прибор учета, при наличии возможности его поставить, то в этом же постановлении открываем Приложение №2 и читаем:

  • с 01.09.2015 по 31.12.2015 – 0,026 м3/м2 (+18%)
  • с 01.01.2016 по 30.06.2016 – 0,031 м3/м2 (+40%)
  • с 01.07.2016 по 31.12.2016 – 0,033 м3/м2 (+50%)
  • с 01.01.2017 – 0,035 м3/м2 (+60%)

Как ясно видно из приведенного примера, только за счет того, что собственники не поставили приборы учета их норматив на ОДН увеличивается на 60% с 01 января 2017 года. А многие удивляются почему цифры в квитанциях растут.

 Такая же картина будет при анализе нормативов по другим коммунальным услугам и в отношении непосредственно собственников. Например, по электрической энергии, норматив для квартиры с 373 кВт*ч (1 ком. квартира, 1 человек, дом с ГВС и ЭП) увеличивается к 01.01.2017 г. до 596,8 кВт*ч, т.е. также на 60%.

Очень рекомендуем всем поставить приборы учета в своих квартирах, а также на многоквартирных домах, если до сих пор этого не сделано. Не стоит дарить деньги ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям.

Увеличение количества квартир в домах для непосредственного управления

Небольшое изменение в Жилищном кодексе РФ, которое имеет положительные последствия. Как многие знают, такая форма управления многоквартирным домом, как непосредственное управление, очень хорошо себя зарекомендовала, т.к. позволяла избежать управляющим компаниям необоснованных штрафов, а жильцам — долгов за нерадивых соседей. Но после изменения 2014 года, законодатель ввел ограничение для многоквартирных домов, разрешив им выбирать непосредственное управление, только если квартир не больше 16.

Новое изменение расширяет перечень домов, для которых возможно непосредственное, и увеличивает минимальное количество квартир до 30, так-что многие дома могут вернуться обратно к этой форме управления. Будем надеяться, что законодатель все-таки увеличит количество квартир до 60, что позволит большинству многоквартирных домов использовать непосредственное управление.

Изменения о капитальном ремонте МКД

В завершении второй части нашего материала поговорим об изменениях в капитальном ремонте МКД.

Некоторые изменения носят чисто технический характер, например:
  • в региональную программу будут включать дома находящиеся в федеральной собственности (где один собственник);
  • региональная программа наконец-то имеет цель «контроль своевременности проведения капитального ремонта»;
  • дополнительные доходы от использования общего имущества можно направлять в фон капитального ремонта, не только в размере фонда, но и сверх него;
  • исключена возможность собственникам взять кредит на одних условиях, под установленный высокий  размер отчисления на капремонт, а потом изменить способ отчисления и поставить банк перед фактом;
  • регламентирован порядок действий при банкротстве или ликвидации владельца специального счета;
  • региональным оператором разрешили объединяться в союзы, ассоциации и объединения;
  • региональный оператор также должен участвовать в контролируемых закупках;
  • гарантийный срок на капитальный ремонт составляет 5 лет.
Наряду с техническими ошибками, внесено и несколько важных моментов:
  • в региональную программу проведения капитального ремонта больше не будут включать дома, в отношении которых принято решение об их реконструкции или сносе;
  • ранее изменить срок капитального ремонта на более поздний могли только собственники, теперь и субъект. Хотя перечень для изменений небольшой, но он есть, а значит может быть изменен в будущем;
  • предусматривается возможность льготы для пенсионеров на оплату взносов за капитальный ремонт, для 70-ти лет – 50%, для 80-ти лет – 100%. Данные льготы должны будут предоставляться субъектом РФ на основании закона в виде компенсации. Надеемся. что в ближайшее время соответствующие законы будут приняты и льгота заработает;
  • ранее собственники не только принимали решение о формировании специального счета для капитального ремонта, но и определяли для каких работ этот счет формируется и в какой срок будет ремонт произведен. Теперь же, введено разделение: если собственники установили отчисление на спецсчет в размере минимального регионального уровня, то сроки и перечень работ определяются в соответствии с региональной программой, а если же собственники решили взнос увеличить, то только в этом случае они могут сократить сроки для капитального ремонта и увеличить объем работ. Простыми словами – если размер на капремонт, оставлять как у всех, то сроки и работы будут как у всех. Если хотите капремонт быстрее и лучше, то взнос надо увеличить.
  • установлен максимальный срок, в течение которого собственники новых домов не платят взносы на капитальный ремонт – это 5 лет;
  • ранее собственники. выбравшие способом формирования отчислений на капремонт «специальный счет» могли не оплачивать эти взносы и им ничего за это не было (достаточно известная схема ухода от оплаты взносов), теперь законодатель пресекает подобные действия. Орган жилищного надзора обязан принимать меры к выявлению задолженности по взносам и предупреждать владельца счета о необходимости устранять недостатки. Если задолженность не будет погашена, то денежные средства на капитальный ремонт переводят на регионального оператора.
  • введен интересный запрет для банков, теперь они не могут отказаться от заключения договора на ведение специального счета. Это значит, что можно обращаться в любой банк, а высокие проценты оспаривать в суде. Надеемся, что введение подобной практики уменьшит расходы собственников при ведении специального счета.
  • региональным операторам предоставлены права на получение процентов с банков за пользование денежными средствами собственников. Если денежные средства копятся, и временно не нужны региональному оператору, он может их положить в банк под процент. Почему то нам думается, что теперь свободных денег у операторов станет меньше.
  • если региональный оператор признается банкротом, то это не касается денег собственников. Очень большой плюс.
  • собственники могут провести какие-то работы по капитальному ремонту самостоятельно.  Если это произошло без привлечения бюджетных средств или средств регионального оператора, то стоимость этих работ засчитывается региональным оператором. Стоимость работ засчитывается по предельным размерам в счет будущих платежей, что в свою очередь должно уменьшить взнос на капитальный ремонт.
  • установлен 10-ти дневный срок для регионального оператора, в течение которого он обязан передать все документы по произведенному капитальному ремонту тем, кто управляет домом (УК, ТСЖ. ЖСК и т.п.).

В следующей части поговорим об изменениях затронувших не только Жилищный кодекс РФ, но и другие федеральные законы.

Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 1. 

Реформа ЖКХ 2015-2017 г.г. Анализ изменений ЖК РФ. Часть 3. ссылка

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...